4 окт. 2012 г.

" На неделю до второго" мы с мужем осматривали старинные города Германии

В большие летние парламентские каникулы я обычно выбираюсь с мужем на неделю отдохнуть и проветриться только после празднования Еврейского Нового года. Во- первых больше месяца после окончания летней сессии мы с помощницами разгребаем почту. А во- вторых, я люблю осень в Европе, когда листья начинают желтеть. В этом году в выбранном для поездки маршруте фигурировали как всегда природа, неизбитость маршрута, а также сочетание истории Европы с еврейской. Эту программу удалось выполнить в старинных немецких городах Шпеер ( Шпаер). Вормс и Майнц. Во французском Меце из-за полной перекопанности центра города ( видно уран ищут), пришлось взять только общую экскурсию, в которой нам на 8 языках объясняли разницу между французской и германской архитектурой города, в 19 и 20-м столетиях переходившего по нескольку раз из одних рук в другие. 

Шпеер, Вормс и Майнц с 11 века стали центрами формирования ашкеназского еврейства. Выходцы из Шпеера по некоторым источникам, переехав в более поздние века в Польшу и другие страны, взяли себе фамилию Шапиро ( от ивритского написания названия города). Я,честно, всегда думала, что эта фамилия происходит от арамейского слова - шапиро- великолепный. Видно все как всегда сложнее и интереснее. Евреев пригласили в эти города, о чем свидетельствуют исторические источники, епископы, управлявшие тогда ими, как торгово-экономический элемент редкий в раннем средневековье. Они, благодаря своим связям в Италии, Испании и других странах , должны были помочь местным властям укрепить экономически эти города. Так и было. Евреи поселились в кварталах и улицах названия, которых сохранились до наших времен: Юден Хоф и Юден гассе. ( можно увидеть в альбоме фотографий этой поездки). Затем погромы во время крестовых походов и эпидемии чумы значительно сократили население. А общая неустойчивость и местные германские войны заставили искать другие направления переселения- дальше на Восток и на Север. В Шпеере еврейской общины не стало с 1500 г. В Вормсе община в тысячи человек дожила до прихода Гитлера к власти. И те, кто не сумел эмигрировать до 1938 г., были отправлены в концлагеря. В женском зале восстановленной синагоги висит список всех погибших, насчитывающий сотни имен. Ежегодно проводится день поминовения жертв Катастрофы европейского еврейства из этого города. Следов исторического присутствия евреев не много, но они поражают своей мощью, древностью (11-12 вв) и ни на что непохожестью. Я говорю о древних миквах, спускающихся на десятки метров вглубь до уровня подземных вод!!! Остатки стен и колонны разбитых в Хрустальную ночь синагог. ( См. Альбом) В Майнце сейчас в еврейской общине зарегистрированы более тысячи человек. Есть раввин и есть еврейский культурный центр на месте разнесенной в клочья красивейшей синагоги, построенной в 1912 г. Это наша история или , как говорят в Израиле, зе ма ше йешь.
Восхитило меня почти тысячелетнее еврейское кладбище в Вормсе. На алее раввинов там покоится Махарам - раби Меир Барух из Ротенбурга. Он снарядил одну из первых эмиграций в Эрец ха Кодеш аж в 1286 г. За это был посажен Рудольфом первым Габсбургом в тюрьму, где и умер через 7 лет, не позволив себя выкупить немецким евреям. Только через 14 лет власти позволили его похоронить на еврейском кладбище в Вормсе. На его могиле положено много камней, которые израильтяне и евреи приносят с собой, так как кладбише полностью покрыто изумрудной травой среди которой высятся плиты с высеченными на иврите текстами, читаемыми и сейчас. Истории, как и благодаря кому и чему, оно уцелело, среди вакханалии разрушений и убийств, я е сожалению не знаю.
Но был еще один момент- не вещественно- физический: этот угол Германии - земля Рейнланд- Палатин ( Пфальц) является родиной многих ашкеназких фамилий. Мы специально с мужем заехали в г. Ландау. Там нет никаких особых достопримечательностей, но хотелось увидеть место исхода знаменитых родов Ландау русских, балтийских и польских: от академика Льва Ландау до израильского политика Узи Ландау. На одной из дорог, по которым мы колесили, я увидела рядом фамилии двух друзей моего московского детства и юности, двух Юриев: Розенталя и Айзенберга. Розенталь был названием монастыря. А Айзенберг небольшого города. Были также замечены населенные пункты Эренбург и Штромберг. А от названий бизнесов по именам их владельцев: Верман, Вернер и Мецгер и других рябило глаза. Я впервые подумала, что немцам наверное не просто читать Старый завет то место, где Б-г спрашивает Каина: Где брат твой, Авель? Времена -то - исторические, а ответственность - коллективная.


Комментариев нет:

Отправить комментарий